На практике, возбуждению уголовного дела предшествует проведение процессуальной проверки по поступившему сообщению о преступлении в целях проверки его доводов и правильной квалификации деяния.
Зарегистрированное заявление руководителем соответствующего органа должно быть поручено для рассмотрения конкретному сотруднику, который в установленный законом 3-дневный срок обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение.
Указанный срок может быть продлен до 10 суток при наличии мотивированных обстоятельств а, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток.
И вот тут часто возникает момент бездействия и волокиты должностных лиц и необоснованного продления сроков проверки, тогда как фактически никакие проверочные мероприятия по материалу не проводятся, и по истечении срока должностным лицом выносится процессуальное решение, основанное либо на первоначальных материалах, либо на материалах о том, что проверочные мероприятия провести не представилось возможным по тем или иным причинам (как правило - ничем не подтвержденным).
А, между тем, закон предоставляет лицу, проводящему проверку, достаточно широкие полномочия. Так, в ходе проверки должностное лицо вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в установленном порядке, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. И впоследствии полученные таким образом доказательства могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.
Одновременно с этим, заявитель лично или через своего представителя вправе заявлять ходатайства о производстве каких-либо проверочных мероприятий, участвовать в производстве некоторых из них, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц.
Такие ходатайства должны быть рассмотрены непосредственно после заявления путем вынесения соответствующего постановления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления. О результатах рассмотрения ходатайства заявитель должен быть уведомлен с приложением копии соответствующего постановления.
Так же и о результатах рассмотрения заявления о преступлении заявитель должен быть незамедлительно уведомлен должностным лицом, принявшим решение. Таким решением может быть возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела либо передача материалов по последственности в иное подразделение органа или иной правоохранительный орган.
На практике нередко случается, что заявитель не получает уведомления как о результатах рассмотрения заявления о преступлении, так и о результатах разрешения его ходатайств. Либо не согласен с принятым решением.
В этом случае, как выше уже упоминалось, закон предоставляет заявителю право обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц.
Срок для обжалования в этом случае не установлен.
Обратиться с жалобой можно как к руководителю соответствующего следственного органа, так к надзирающему прокурору. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы она моет быть удовлетворена полностью или частично, ибо отказано в ее удовлетворении. О результатах рассмотрения жалобы заявитель уведомляется незамедлительно.
Также с жалобой можно обратиться непосредственно в суд (предварительное обжалование прокурору и руководителю следственного органа не является обязательным). В суд же можно обжаловать и решение прокурора или руководителя следственного органа по ранее поданной жалобе.
При этом необходимо отметить, что принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; либо об оставлении жалобы без удовлетворения. Постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд (через суд первой инстанции) в течение 10 дней со дня его вынесения.
Защита прав и законных интересов граждан, включая конституционные права на защиту от преступных посягательств и правосудие, и процессуальные права на получение в установленные сроки необходимой и полной информации по вопросам, связанным с восстановлением нарушенных в результате преступления интересов, является неотъемлемой частью цивилизованного общества и правового государства.
Поэтому нужно и должно добиваться защиты и восстановления своих нарушенных прав установленными законом способами, требовать от правоохранительных органов исполнения их основополагающих функций, именно это отвечает принципам уголовного судопроизводства.