Прокуратура Железнодорожного района Воронежа в очередной раз отменила постановление дознавателя Телегиной из 1-го городского отдела полиции об отказе в возбуждении уголовного дела по инциденту на трассе «Дон» 30 апреля 2024 года. Бумаги возвратили сотруднице с перечнем действий, которые необходимо совершить для подтверждения соответствия занимаемой должности и званию майора.
В надзорном органе установили, что Телегина за четыре месяца работы по делу опросила ряд ключевых свидетелей лишь поверхностно, не установила ни лиц, совершивших преступление, ни организатора нападения, не нашла главного свидетеля, который пытался пресечь избиение водителя Валько.
Дознаватель так же оставила без внимания транзакцию по банковской карте, с которой рассчитался один из предполагаемых преступников на пункте пропуска при въезде на платный участок трассы «Дон», и не запросила записи с двух камер видеонаблюдения, запечатлевших нападение на 513-м километре, сообщив, что эти данные якобы «не сохранились». Не изымалась и одежда водителя со следами крови одного из напавших, который порезался, избивая водителя через разбитое стекло «Газели».
Дознавателя Телегину от очередных «мучений» по делу освободил врио начальника 1-го отдела полиции Воронежа Разуваев. Руководитель воспользовался статьей 152 уголовно-процессуального кодекса РФ и передал материалы «по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления». То есть в ОМВД России по Новоусманскому району Воронежской области, куда попал край 513-го километра трассы М-4 «Дон». Уведомление об этом поступило в адрес пострадавшего водителя в пятницу 6 сентября.
«На маршрутке поедешь»
Напомним, 30 апреля 2024 года Василий Валько выполнял рейс по маршруту «Москва – Краснодар», протяженностью 1342 км, на грузовом автофургоне «Газель» NEXT, субарендованном им по договору у предпринимателя Антонины Голик (ОГРНИП 315312200000169). Примерно через треть пути, в районе Воронежа Валько догнала белая «Лада», водитель которой в стиле лихих 90-х пытался прижать «Газель» к обочине, а пассажир в темном через открытое окно выкрикивал требования остановиться. Перепуганный Валько сделал видеозапись на сотовый телефон, которая находится в распоряжении издания «Ваше право»:
- Тормози! – Кричит пассажир сигналящей «Лады» и трясет ладошкой аккуратно, словно подругу на третьем свидании пошлепывает. - Тормози!!!! («Лада» сигналит еще несколько раз) Тормози машину!!!!
- Я не буду тормозить машину! – Валько перекрикивает шум за приоткрытым стеклом и снимает происходящее на сотовый телефон, для чего-то поясняя: - Я в Краснодар еду!
- А?
- Я в Крас-но-дар еду, говорю! Зачем она вам?
- На маршрутке поедешь, (неразборчиво), тормози! - Пассажир скалится и почесывает ворот своей футболки.
- Это же не ваша машина! Вы что, мужики?!
- Это наша машина! Наша! Тормози (далее не разборчиво)!!!, - к требованиям присоединился водитель «Лады», который перестал следить за дорогой и на скорости практически вывернулся через пассажира в окно.
- У меня есть документы субаренды… Где я ее (машину) взял, туда я ее и верну.
- Тормози вон там!!! – Перестав чесаться и сняв с себя водителя, пассажир «Лады» тычет пальцем кривым куда-то в прекрасное далеко.
- Я вот сейчас 02 наберу и тогда «тормозну».
- (кричат не разборчиво)
- Нееее, давайте-ка туда… до поста (ГИБДД)
Но доехать до поста ГИБДД Василию Валько не удалось. Примерно через три километра у транспондера (системы автоматической платы), там, где федеральная трасса М-4 «Дон» расширяется с двух до 14 полос в одном направлении пред ее платным участком и скорость ограничена 30 км/ч, движение «Газели» перекрыл мужчина в темной одежде.
Это был чесавшийся пассажир «Лады». Он передвигался на широко расставленных ногах навстречу «Газели», бодро перебегая крабом с одной полосы на другую и обратно. Словно пытаясь поймать 3,5 тонны металла с грузом в растопыренные пальцы раскинутых в разные стороны рук. За ним метрах в 30 на 6-й полосе по ходу движения Валько стояла белая «Лада Ларгус» с государственным номером В 929 ОА 36 региона (Воронежская область).
Грузовичок по полосам ближе к краю трассы попытался объехать неадекватного персонажа… (согласитесь, адекватные люди, если, конечно, они не «при исполнении», в позе ловца гигантских кокосов бегают не по российской трассе в апрельском закате, а по пляжу турецкому). И, возможно, объехать удалось бы. Если бы не «помешал» ехавший с той стороны темный «Логан». Да и «краб» попался проворный, успел вскочить на подножку «Газели» и зацепиться клешней за боковое зеркало с водительской стороны.
За эти секунды подельник нападавшего развернул легковушку на 180 градусов и, двигаясь навстречу против транспортного потока (то есть с нарушением ПДД, за которое гарантировано лишение водительских прав на полгода), блокировал дальнейшее движение «Газели». После водитель Лады через открытую дверь передал «крабу» какой-то предмет из машины. Со слов пострадавшего – монтировку или металлический прут. Им нападавший разбил боковое стекло со стороны водителя «Газели», вставшей уже поперек движения и перекрывшей к этому моменту четыре (!) из 14 полос.
И полетела Василию через образовавшуюся пробоину то в голову, то по телу серия ударов сначала от пассажира «Лады», а после и от водителя легковушки. В какой-то момент нападавшие даже начали мешать друг другу и попами толкаться в «соревновании» - кто через дыру дядьке больше «накидает».
Апофеозом представления стали: сначала насильно открытая водительская дверь «Газели». Потом отобранные ключи. А следом вылетевшие на асфальт тапочки водителя (не очень хороший признак, кстати, - тапочки на дороге без владельца рядом) и сам водитель…
Василий Валько остался на трассе без теплой одежды, документов, договора субаренды, денег, связи, но, к счастью, в тапочках на живое тело и с чудом уцелевшим телефоном. Аппарат не был отобран по стечению обстоятельств. Этому помешал случайный свидетель, личность которого до сей поры не установлена. Предположительно, технический работник системы транспондеров. Мужчина остановился, узнать, что происходит и своим появлением помешал отобрать телефон, что преступники, переговариваясь и угрожая Валько, уже намеревались сделать…
Через час после инцидента на место прибыли ДПС и скорая помощь. Экстренные службы вызвал водитель «Газели» сам, пройдя в сторону Воронежа с километр в поисках связи и вернувшись обратно.
Василия Валько доставили в ближайшую больницу областного центра и только начали снимать побои, как потерпевшего в спешке забрал сотрудник полиции, представившийся «капитаном Андреем». Валько был доставлен в 3-й городской отдел полиции Воронежа, где, неустановленной на данный момент дознавателем, уже было составлено объяснение от пострадавшего водителя. Где он признавался, что взял автомобиль без спроса, добровольно его вернул и ни к кому претензий не имеет.
Отступление
Забегая вперед, необходимо отступление, которое поможет объяснить читателю определенные подозрения в контексте дальнейших событий.
Собственником изъятой «Газели NEXT» является фирма ФТК АБК «Транс» в лице ее владельца 34-летнего уроженца г. Сыктывкар Романа Алферовского. Он начинал свой трудовой путь на родине в Республике Коми в фирме «Грузпрофи РК», записанной на своего отца (эта компания влилась в состав одного из транспортных холдингов Татарстана). Сейчас осел в Воронеже. По итогам 2023 года ФТК АБК «Транс» занимает 1-е место в Воронежской области по объему финансового оборота (196 млн. рублей) в своей отрасли. И, вероятно, имеет по специфике деятельности и большого количества автотранспорта, крепкие связи в структурах ГИБДД. Возможно, и среди полицейского руководства города.
У компании Алферовского 48 договоров лизинга, половина из которых действующие. Финансовая схема проста и условно справедлива. Автофургоны и грузовики ФТК АБК «Транс» сдаются в аренду лицам, оформленным в качестве индивидуальных предпринимателей. ИП, в свою очередь, имеют право передачи транспорта третьим лицам в субаренду.
Это классическая модель ухода от…, простите – «оптимизации налогообложения». Количество персонала минимальное - только офисный планктон. Потому отчисления на медицинское страхование, в пенсионный фонд, налог на доходы физических лиц, выплаты по материнству, потере трудоспособности и т.д. и т.п. сведены к самому минимуму. Единственная проверка компании трудовой инспекцией в 2021 году никаких нарушений не нашла. Фактически нет расходов на топливо, обслуживание и ремонт автомобилей. Расчеты между фирмой и арендаторами идут по правилам для юридических лиц – все якобы «зарплатные» затраты списываются в расходы по текущей деятельности.
В этой схеме работал и пострадавший водитель Василий Валько. Для выполнения рейса из Москвы в Краснодар он оформил «Газель» в субаренду (а фактически был нанят водителем) у ИП Голик Антонины Ивановны из города Белгорода. Примечательно, что в выписке из реестра юридических лиц от 07.09.24 для связи с «белгородским бизнесменом» электронной почтой указан домен ФТК АБК «Транс» - buh@ABK-TRANS.ru. Еще один косвенный звоночек фискальных потерь государства.
Договорами с ИП (снять шляпу, взмахнув пером в почтении) руководство транспортной фирмы обращается виртуозно. Когда нужно, как в случае с Василем Валько, ФТК АБК «Транс» выходит из тени и становится полноправным владельцем автомобиля. Но есть и другие примеры. Среди 32 арбитражных дел в базе kadarbitr.ru с участием ФТК АБК «Транс» или ее руководителя в статусе ИП есть, на первый взгляд, ничем не примечательный судебный прецедент. Речь о деле А14-12997/2024 и заурядном ДТП, точнее – попытки пострадавшей стороны взыскать деньги за разбитый автомобиль.
По фабуле дела 25 апреля 2023 на 1016 километре федеральной трассы М-4 «Дон» столкнулись грузовик «ГАЗ NEXT» (модель 3010 GD, «газон») воронежской фирмы ФТК АБК «Транс» под управлением водителя Геннадия Сопова и ростовская фура DAF XF 480 предпринимателя Марии Селезневой. Виноват Сопов. У ростовчанки убыток по ремонту 400 тысяч, полученных по ОСАГО, и 1 миллион 48 тысяч 500 рублей, потраченных на восстановление DAF сверху. Их и взыскивала.
Представителю ФТК АБК «Транс» - собственнику средства повышенной опасности, который по закону обязан возместить убытки с участием этого средства, удалось переложить финансовую ответственность за ДТП на своего водителя. В процесс был предоставлен договор аренды грузовика Соповым и Арбитражный суд Воронежской области, сославшись на статьи 642, 648, 1079 Гражданского кодекса РФ, признал владельцем грузовика в этом инциденте не фактического владельца, а простого мужика Геннадия. Решение вступило в силу. Будет платить.
Вам звонок из туалета
В 3-м отделе полиции Воронежа водитель Василий Валько, куда его забрал из больницы «капитан Андрей», помешавший снять побои, провел около четырех часов. Во время доставки в отдел «капитан Андрей» улыбаясь подбодрил пострадавшего «А ты в курсе, что сядешь?».
Четыре часа мужчине не разрешали звонить по телефону, запрещали фотографировать сфальсифицированный протокол опроса, угрожали уголовным преследованием, пытались заставить подписаться под тем, чего на самом деле не было. В какой-то момент под предлогом выйти по нужде Валько удалось позвонить жене и сообщить о происходящем.
О, женщины… Княгиня Ольга ваш пример… Уж каким чудом супруге Валько удалось дозвониться до «самого главного следователя в Москве»… Но через полчаса дознаватель на вытяжку у аппарата под рев из трубки комкала фальшивые признания водителя, пытаясь дрожащими пальцами попасть в мусорную корзину. Только после этого звонка заявление от пострадавшего было принято должным образом. Не будь его, звонка…. Кто знает, чем бы кончилось. Как всегда.
По медицинскому заключению Василий Валько получил сотрясение головного мозга и ушибы мягких тканей головы, что относится к легким телесным повреждениям, не влекущим расстройства здоровья.
К моменту публикации журналистам издания «Ваше право» удалось выяснить, что автомобиль «Лада Ларгус» с государственным номером В 929 ОА 36 региона активно используется в Воронеже и области. Анализ нарушений ПДД по камерам Центра автоматической фиксации ГИБДД позволил установить, что наиболее часто белая «Лада» появляется в районе села Ямное на севере от Воронежа, в том числе в ночное время.
«Газель» же, отжатая у Валько, была продана через неделю после инцидента – 7 мая 2024 года. Сейчас ее владельцем является другое юридическое лицо. Анализ фотографий автомобиля по сервису nomerogramm.ru свидетельствует, что номера на автомобиле после продажи не менялись, надпись на фургоне «АБК-Транс» сохранена, по штрафам – автомобиль используется в Москве и Воронежской области.
Предполагаемыми исполнителями нападения на водителя Василия Валько являются некие Харитонов и Алферов, которые представляются работниками ФТК АБК «Транс». Информацию об этом подтвердила дознаватель Телегина, которая предоставила в распоряжение потерпевшего отказной материал от 19 августа 2024 года. Тот, который уже прокуратурой отменен.
По документу, Харитонов и Алферов были опрошены майором еще в начале августа и подтвердили, что совершили нападение на Валько по указанию генерального директора ФТК АКБ «Транс» Романа Алферовского. И владелец фирмы эти показания подтвердил, указав, что избитый водитель якобы работал у некой ИП Минаевой (в тексте не упоминается, предварительным следствием не установлена и не опрашивалась, а ранее Харитонов утверждал, что пострадавший вообще водитель «Транса»), «машину использует без ее ведома, на связь не выходит». Со слов Алферовского у Валько случился личный конфликт между ним и нападавшим Алферовым и данный инцидент к его указанию по изъятию машины не имеет.
«Тяжким звероподобным рвением»
Материалы по описанным событиям переданы в ОМВД России по Новоусманскому району Воронежской области, куда попал край 513-го километра трассы М-4 «Дон». Точку ставить рано.
По мнению ряда экспертов, опрошенных изданием «Ваше право», с учетом известной на данный момент информации можно говорить об очевидных признаках разбойного нападения (ст. 162 УК РФ, до 15 лет лишения свободы). Как минимум – у Валько отобрали его личные вещи с применением физического насилия.
А вот признаки кражи (ст. 158 УК РФ, до 10 лет) пропали. Мебель, находившаяся в кузове «Газели» в момент «изъятия» машины, доставлена получателю, претензий по грузу, если верить дознавателю Телегиной, со стороны его владельца нет.
Правда, в селе Ямное на севере Воронежской области нету улицы Ольховой, где, со слов Алферовского, на складе компании якобы все это время находился «украденный» груз. Улица Ольховая с домом № 17 находятся на само деле в южной части Воронежа. Но ни базы, ни склада транспортной компании, здесь тоже нет. Это частный дом за витым кованым забором. Ну, «напутал» видимо Алферовский. А дознаватель Телегина перепроверять не стала.
Возможно, инцидент квалифицируют по классической «коллекторской» статье 330 Уголовного кодекса РФ – самоуправство, совершенное с применением насилия или угрозой его применения (до 5 лет лишения свободы). Ну, это когда законный собственник чего-то (автомобиля, долга и т.д.) возвращает своё, но не совсем законными методами. Кулаками. Паяльником. Угрозами. Или организует выезд чешущегося «краба» и человека с монтировкой.
Появится ли в деле отягчающий признак сговора и организованной группы лиц? Или же подчиненные директора Алферовского продемонстрировали общественности пример «тяжкого звероподобного рвения», как говаривал Виктор Павлович Говоров, «Антибиотик» из культового сериала о 90-х… Тут уж время и следствие покажут.