Изменения в моратории на проверки бизнеса

Изменения в моратории на проверки бизнеса

Федеральный закон № 540-ФЗ от 28 декабря 2024 года внес существенные изменения в систему государственного контроля и надзора, фактически трансформировав мораторий на проверки бизнеса, введенный ранее Постановлением Правительства РФ № 336 от 09.03.2022.  Этот мораторий, принятый в ответ на экономико-политическую ситуацию, связанную с началом специальной военной операции,  ограничивал проведение проверок и контрольно-надзорных мероприятий (КНМ).  Закон № 540-ФЗ не отменил мораторий полностью, а частично его пересмотрел, интегрировав некоторые его положения в  Закон № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле".

Это означает, что с 1 января 2025 года некоторые ограничения, установленные Постановлением № 336, прекратили свое действие.  Однако,  ряд важных положений сохранился. Например, по-прежнему действуют запреты на плановые проверки образовательных организаций и государственных медицинских учреждений.  Также сохраняется возможность выдачи предписаний по благоустройству после выездных обследований, а также предписаний о контрольно-кассовой технике (ККТ) после мониторинга безопасности.  Это свидетельствует о взвешенном подходе законодателя, направленном на сохранение баланса между необходимостью контроля и минимизацией бюрократической нагрузки на бизнес в условиях экономической нестабильности.

Ключевым изменением стало переосмысление оснований для проведения внеплановых КНМ.  Закон № 540-ФЗ уточнил и конкретизировал перечень поводов для их проведения, сохранив при этом общий принцип, согласно которому внеплановые проверки возможны только при наличии достоверной информации о причинении (или угрозе причинения) вреда жизни и здоровью граждан,  а также вреда обороне и безопасности страны.  Это принципиальное положение направлено на предотвращение злоупотреблений и необоснованного давления на хозяйствующие субъекты.  Более детальная проработка оснований для внеплановых проверок позволяет  минимизировать случаи нецелевого вмешательства контрольных органов, исключая проведение проверок без веских на то причин.

Важным аспектом реформы является усиление роли профилактических визитов.  Хотя  конкретные механизмы усиления не детально описаны в доступных источниках,  можно предположить увеличение частоты профилактических визитов,  расширение их функционала, либо введение  новых форм взаимодействия контрольных органов и субъектов предпринимательской деятельности.  Цель  - превентивное выявление и устранение нарушений, что в конечном итоге должно снизить количество внеплановых проверок.  Такой подход актуален с учетом общего стремления к уменьшению административного давления на бизнес.


Внедрение соглашений об устранении нарушений - еще одно значительное новшество.  Предполагается, что контрольные органы смогут заключать с предприятиями соглашения, предусматривающие добровольное устранение выявленных нарушений.  В случае добросовестного выполнения условий соглашения,  предприятие избежит более жестких мер, включая штрафы и приостановление деятельности.  Это  стимулирует  предприятия к  своевременному устранению недостатков и  способствует  установлению более конструктивного диалога между бизнесом и контролирующими органами.  Успешная реализация данной меры требует прозрачных и четко определенных критериев заключения таких соглашений,  чтобы исключить возможность  произвола и  коррупционных  рисков.

Кроме того,  Закон № 540-ФЗ, вероятно,  внес изменения в  процедуру  обработки  жалоб  граждан.  Сохранение  "мораторного"  положения  о  проведении  КНМ  по  жалобам  жителей  многоквартирных  домов  (МКД)  на  управляющие  компании (УК)  указывает  на  важность  реагирования  на  обращения  граждан,  при  этом  процедура  рассмотрения  жалоб  должна  быть  строго  регламентирована,  чтобы  исключить  злоупотребления  и  ложные  доносы.  Система  должна  гарантировать  объективность  и  эффективность  реагирования  на  законные  требования  граждан.

В целом,  трансформация моратория на проверки бизнеса,  реализованная  Законом № 540-ФЗ,  представляет  собой  сложный  и  многогранный  процесс.  Цель  заключается  в  достижении  баланса  между  необходимостью  обеспечения  безопасности  и  защиты  прав  граждан  с  одной  стороны,  и  снижения  административной  нагрузки  на  бизнес  - с  другой.  Успех  этой  реформы  будет  зависеть  от  эффективной  имплементации  новых  положений  на  практике,  от  прозрачности  и  предсказуемости  действий  контролирующих  органов,  а  также  от  готовности  бизнеса  к  соблюдению  законодательства.  Дальнейшее  наблюдение  за  реализацией  Закона  № 540-ФЗ  покажет,  насколько  удалось  достичь  этого  баланса  и  каковы  будут  долгосрочные  последствия  изменения  системы  государственного  контроля  и  надзора  в  России.

Юридический портал «Ваше Право»

Сетевое издание «Ваше право» зарегистрировано Роскомнадзором 09 июля 2024 г. (свидетельство Эл № ФС77-87728), доменное имя сайта – reiting-juristov.ru

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – Юридический портал «Ваше право». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Редакция Юридического портала «Ваше право» не предоставляет юридические консультации, контакты адвокатов и материалы дел.

18 +
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.