Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой) инициировало масштабные изменения в системе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Суть предложенных поправок к Жилищному кодексу сводится к дифференциации минимального размера взносов на капитальный ремонт в зависимости от технического состояния и оснащенности зданий, в частности, наличия лифтов. Это означает, что владельцы квартир в домах, оборудованных лифтами, в скором времени могут столкнуться с повышением ежемесячных платежей.
Главная причина предлагаемых изменений - недостаточность текущих взносов для своевременного проведения необходимых ремонтных работ, особенно замены лифтового оборудования. Замена лифтов - дорогостоящая процедура, и существующая система финансирования, основанная на едином минимальном взносе для всех домов, не справляется с растущими потребностями. Минстрой аргументирует необходимость дифференциации тем, что сейчас собираемых средств часто недостаточно для покрытия расходов на ремонт в домах с лифтами, что приводит к задержкам и ухудшению качества жизни проживающих.
Поправки в Жилищный кодекс предлагают прямо указать на возможность разного размера минимального взноса для домов с лифтами и без них. Это позволит региональным властям принимать более обоснованные решения, учитывая специфику жилищного фонда в каждом конкретном субъекте РФ. Более того, предлагается учитывать и наличие задолженности по оплате уже выполненных работ по капитальному ремонту. Дома, где капремонт уже проведен, но существует задолженность перед фондом капитального ремонта, будут вынуждены быстрее погашать долг. Это достигается за счет увеличения минимального взноса, а механизм возврата задолженности будет регулироваться на региональном уровне. Таким образом, региональные власти получат инструмент для более гибкого управления фондами капремонта.
Предложенный Минстроем подход предполагает поэтапный переход к экономически обоснованному размеру взноса. Регионы смогут самостоятельно выбирать стратегию: немедленно установить новый, дифференцированный размер взноса для всех домов или же ввести его постепенно, начав с домов, где работы по капитальному ремонту уже завершены и существует задолженность. Эта гибкость, по мнению разработчиков, позволит сгладить социальную напряженность, связанную с повышением платежей. Возможность устанавливать период возврата заимствований из фонда капитального ремонта ("внутрикотловые" заимствования) также предоставляется регионам, что позволяет более эффективно управлять финансовыми потоками.
Важно отметить, что ряд регионов уже применяет подобный подход, дифференцируя взносы, но существующие меры поддержки льготных категорий граждан в настоящее время не распространяются на повышенные взносы, что является еще одной проблемой, требующей решения. Таким образом, предложение Минстроя предусматривает не только повышение платежей для некоторых категорий жильцов, но и пересмотр всей системы управления фондом капитального ремонта, что позволит более эффективно и целесообразно расходовать собранные средства и обеспечить своевременное проведение необходимых ремонтных работ в многоквартирных домах, включая срочную замену изношенного оборудования, такого как лифты. Кроме того, поэтапный переход к новой системе должен снизить риски социального неравенства и обеспечить более справедливое распределение финансовых нагрузок между жителями разных многоквартирных домов. Однако, внедрение этих изменений требует тщательной проработки и учета мнения населения, чтобы избежать возникновения новых проблем и конфликтов. Необходимо разработать прозрачный и понятный для всех граждан механизм расчета взносов, а также обеспечить эффективный контроль за использованием средств фонда капитального ремонта.