Как пишутся и принимаются законы в России? Об этом в эксклюзивном интервью журналу «Ваше право» рассказал депутат Госдумы РФ Сергей Алтухов. Заместитель председателя комитета по экономической политике ГД поделился своим видением эффективного законотворчества, рассказал о проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются депутаты, а также высказался о своем видении будущего законотворчества в России, о необходимости изменений в системе принятия законов и о роли технологий в этом процессе.
— Сколько законов, разработанных с вашим участием, было принято? А сколько законопроектов всего вы инициировали или выступили соавтором? Какие из них наиболее важные?
За время моей работы в Думе 8 созыва при моем участии разработано и внесено 58 законопроектов. 34 из них стали законами и уже действуют. Остальные находятся в работе на разных стадиях рассмотрения.
Как зампред Комитета по экономической политике я веду большое направление, связанное с регулированием рынка подакцизных товаров. Это и борьба с суррогатами, подпольными производствами алкогольной продукции, контроль за техническими спиртами. Здесь нам удалось сделать очень многое. Например, закрыть сырьевые лазейки для бутлегеров, установили более жесткий контроль за производством и оборотом медицинских спиртов. Также мы ужесточили наказание для тех, кто сбывает нелегальную продукцию, расширили полномочия регионов в отношении «наливаек». Основной принцип: торговать алкоголем по закону должно быть просто и выгодно, обходить закон - фатально для бизнеса.
Смежное с этим направление - поддержка российской винодельческой отрасли. Мы видим, как меняется культура потребления алкоголя: с крепких напитков на слабоалкогольные. И сейчас стоит задача максимально заместить в этом сегменте импорт. Виноделие - это тяжелое сельскохозяйственное производство, это длинные и выскорисковые инвестиции. Поэтому требуется создать максимально комфортные условия для отечественных производителей.
Важным для себя также считаю направление, связанное с регулированием рынка криптовалют и внедрением цифрового рубля. Знаю, что многие с опаской отнеслись к этим инициативам. Но это не только наше настоящее, но и будущее. Мы видим, что цифровые финансовые активы могут помочь нам выстроить новую мировую финансовую архитектуру, стать реальной альтернативой в трансграничных взаиморасчетах.
— Какие, по Вашему мнению, наиболее существенные нюансы законотворческого процесса, которые не всегда видны обывателю?
— За каждой законодательной нормой стоит огромная работа большого количества людей. Возможно это не всегда видно человеку непосвященному. Многие знают про три думских чтения законов: концептуальное - первое, после внесения поправок - второе, финальное - третье.
Но даже для того, чтобы законопроект дошел до первого чтения, порой приходится провести не один раунд подготовительной работы: пройти через партийную и фракционную экспертизу, прояснить позицию профильных министерств, получить экспертную оценку, обсудить инициативу в формате круглых столов с избирателями и специалистами отрасли.
Бывает и такое, что хорошая инициатива, прошедшая все подготовительные стадии, долго ждет рассмотрения или отклоняется во втором чтении. Но это скорее исключения.
— Насколько эффективно выстроено взаимодействие между законодательной и исполнительной властью при разработке и принятии законов?
— Основным исполнительным органом является Правительство, но часто мы запрашиваем также позицию исполнительных органов субъектов. Потому что понимаем, что механика исполнения закона - это прерогатива Федеральных органов исполнительной власти.
Так было с инициативой по «наливайкам». Именно анализ опыта регионов позволил выйти на финальную формулировку закона, в котором не стали рубить с плеча, а максимально расширили полномочия регионов в части регулирования продажи алкоголя в магазинах и предприятиях общественного питания в многоквартирных домах.
— Как Вы оцениваете роль общественных обсуждений и экспертного сообщества в законотворческом процессе?
— Это важная часть процесса. Я возглавляю экспертный совет по совершенствованию законодательства в сфере регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции. На этой площадке всесторонне рассматриваются все профильные инициативы, независимо от того, кто является автором. Там бывают достаточно жаркие споры, с аргументами и цифрами.
Это важно. Такой диалог позволяет авторам инициатив порой критически взглянуть на свои предложения. Также мы плотно взаимодействуем с научными коллективами - МГУ, ЭИСИ, НИУ ВШЭ, с социологическими службами - ВЦИОМ, ФОМ. Нам важно всесторонне видеть проблему, чтобы предлагать законодательные инструменты.
— Что является самым сложным в законодательном процессе?
— Все стадии законотворческого процесса - непростые. Но чем тщательнее инициатива проработана на подготовительном этапе - тем быстрее она проходит все необходимые обсуждения потом и принимается. Поэтому начальный этап, наверное, самый трудоемкий.
— Как вы считаете, насколько эффективно работает система законотворчества в России? Какие изменения могли бы ее улучшить?
Субъектами законодательной инициативы являются Президент и Правительство РФ, сенаторы Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов РФ. Вижу, что реже всего законами становятся инициативы региональных парламентов.
Причем часто это нужные и важные инициативы, которые проходят обсуждения на межпарламентских встречах, обсуждаются с общественными палатами, но законами так и не становятся. Вот эту часть мне кажется можно улучшить. Сделать более продуктивным этот механизм.
— Как вы оцениваете роль экспертов и общественных организаций в законодательном процессе?
— Есть ситуации, когда эксперты несколько ангажированы в ответах на вопросы, с которыми к ним обращаешься. Позиция эксперта должна быть над схваткой.
Общественные организации несколько про другое. Они как раз могут и должны иметь четкую позицию, представляющее видение определенной части общества.
— Какие законы, принятые в последнее время, вы считаете наиболее важными? Какие законодательные инициативы вы считаете наиболее перспективными?
— Прежде всего, весь спектр законов, направленных на поддержку участников СВО и семей с детьми. Это приоритетное направление. И донастройка законодательства здесь продолжается.
Всё что касается цифровых финансовых активов, криптовалют и альтернативных форм трансграничных расчетов. Деньги - это кровь экономики. И то, что российская экономическая система демонстрирует такую устойчивость, несмотря на колоссальное санкционное давление, во многом заслуга этой законодательной основы.
Важен и блок законов, направленных на развитие особых экономических зон, развитие промышленности и концессий. Стоит задача по созданию условий для обеспечения технологического суверенитета. И мы работаем в тесном сотрудничестве с Правительством и регионами в этом направлении.
Продолжаю работу и в плане наведения порядка в алкогольной сфере производства и оборота алкоголя. Именно на это направлен пакет законопроектов, прошедший первое чтение, о снижении стоимости лицензии на торговлю алкоголем. Не секрет, что небольшие торговые точки в сельской местности сейчас даже не пытаются отлицензироваться, а некоторые идут на прямое нарушение законодательства, торгуя нелегально и часто товаром сомнительного качества. Нужно вернуть их в правовое поле экономическими стимулами.
— Что Вы считаете наиболее важной задачей депутата? И каким видите будущее законотворчества в России?
— Задача депутата состоит в том, чтобы законодательное регулирование отвечало требованиям времени. Когда появляются целые области, оказывающиеся за правовыми рамками, это, в конечном счете, порождает теневую экономику. Такое происходило, например, с майнингом и криптовалютами. Получается, что мы, как законодатели, работаем как бы вдогонку. То же самое с регулировнием блогосферы.
Будущее законотворчества связано с цифровизацией многих процессов. В этом году впервые был внесен проект бюджета исключительно в электронном виде. Это огромный шаг по пути к цифровизации. Вся система прохождения законодательных инициатив сейчас видна и доступна пользователям через «Систему обеспечения законодательной деятельности».
Но для более эффективного законотворчества необходимо внедрить «замкнутый контур» на основе государственных информационных систем. Это позволит всем участникам законотворческой деятельности работать над новыми инициативами совместно в электронном виде.
- © Изображения : Сергей Алтухов